Стихийный рынок товаров и услуг порождает непредсказуемый характер грузовых потоков и всевозможные нарушения. Это непроизводительное использование транспорта, перегруженность дорог и магистралей, перевозка перегруженными авто, что влечет за собой преждевременную порчу дорожного полотна. Плохая экологическая обстановка, повышенная аварийная обстановка, все это следствие хаоса и неразберихи постперестроечных времен. В процессе экономических и политических преобразований была полностью разрушена и дестабилизирована система контроля и учета объемов грузоперевозок. В сложившейся обстановке роль государства в планировании и регулировании грузоперевозок должна быть более целенаправленной, обоснованно активной и точной.
Путевые листы, накладные
В Советские времена первичным учетным документом работы автомобильного транспорта была путевка и товарно-транспортная накладная. В настоящее время используются непонятные сопроводительные документы, позволяющие использовать слабые стороны законодательства и совершать приписки и накрутки. Роль товарно-транспортных накладных резко снизилась, и как следствие ухудшился учет и прогнозирование потоков грузоперевозок.
С резким ростом частного сектора в услугах автоперевозки увеличился удельный вес свободных, договорных тарифов. Индивидуальные владельцы грузовиков не обладали единой перевозочной документацией, что привело к отсутствию возможности определять достоверные объемы перемещаемых грузов и товаров. Для государственного бюджета отсутствие механизма учета и контроля в перевозках частным транспортом приводит к повышенным расходам и полным отсутствием возможности вести статистические наблюдения.
Самой популярной системой расчета оплаты труда водителей была сдельная и составляла примерно 90 % от общего числа перевозок. Почасовая система оплаты занимала второе место по популярности и широко применялась на крупных заводах и предприятиях. В наше время на долю сделки выпадает всего 10-15%, превалирует система оплаты поденная и покилометровая.